Найден храм майя с огромными масками
Приблизительно 1600 лет назад Храм ночного солнца трудился маяком, кроваво-красный цвет которого был виден за несколько километров, а украшали строение очень большие маски бога солнца майя в виде акулы, пьющего кровь существа и ягуара
Давно затерянный в гватемальских джунглях храм в конечном счете открылся археологам и дает новые подсказки о ситуации соперничающих царств майя.
В отличие от относительно централизованных стран ацтеков и инков, цивилизация майя, которая географически охватывала большую часть современной Гватемалы, Белиза и полуострова Юкатан, была скоплением свободных городов-государств.
«Скорее всего подозрение появилось в 1990-х гг., когда стало ясно, непосредственно какие-то царства майя были более сильными, чем другие», – говорит археолог из Университета Брауна Стивен Хьюстон, коий был назначен руководителем в исследование и поведал о открытии храма.
Стоп-кадр из видеоролика YouTube
Эль Зотц, где в этот эпизод находится Гватемала, было одним из не очень больших царств, которое, тем не менее, стремилось произвести представление могущества и значимости.
К 2010 году археологи, работающие около давнего центра города, обнаружили Пирамиду Дьявола (13 м в высоту). Там они нашли царский дворец и захоронение, где, как считают научные сотрудники, похоронен 1 правитель города, коий жил приблизительно в 350-400 гг. до н. э.
В то так как время Хьюстон и его коллега что первые признаки Храма ночного солнца недалеко от царской могилы на Пирамиде Дьявола. И только лишь в ходе не так давно произошедших раскопок под столетними слоями других цивилизаций были выявлены уникальные художественные работы царства Эль Зотц.
Солнечная энергия
Стороны храма украшены масками из лепнины, каждая из которых достигает полутора метров в высоту. Ваяния изображают лицо бога солнца, изменяющегося, исходя из времени суток, согласно с данным положению солнца в небе.
1 маска похож на голову акулы, непосредственно, видимо, говорят отсылкой к солнцу над Карибским морем на востоке, подчеркнул Хьюстон в своем интервью для National Geographic.
Полуденное солнце изображено как древнее существо, пьющее кровь. Последняя серия масок напоминает ягуаров, которые просыпаются с заходом солнца и отправляются на охоту.
В культуре майя солнце связано с новыми началами, а бог солнца – с царским саном, объясняет Хьюстон. Данным образом, многочисленные проявления солнечного вида на храме рядом с царской могилой имеют все шансы обозначать, непосредственно человек, захороненный там, был основателем династии — первым царем Эль Зотц. Согласно заявлению Хьюстона, скорее всего – пример веры майя в то, «как само солнце отметило царей и династии, которые будут идти по стопам за захороненным».
Стоп-кадр из видеоролика YouTube
Археолог Дэвид Фрейдель, занимающийся изучением майя много лет, добавил: «Я поддерживаю гипотезу Хьюстона про то, непосредственно помещение было приурочено к солнцу как божеству, тесно связанному с правлением. Пирамида Дьявола, конечно, значительно расширит наше понимание ранней классической религии майя и ритуальной практики».
Команда Хьюстона также нашла свидетельства того, непосредственно майя, добавлявшие новые слои изображений к храму с любым поколением, относились к зданию как к живому существу. К примеру, носы и рты масок в более старых, более глубоких слоях храма подвергались систематическому изменению.
«Скорее всего слишком сильно распространено в культуре майя, – сказал Хьюстон в интервью для National Geographic. – Чрезмерно трудно найти изображение царя майя, которому не подкорректировали бы глаза или не отломали бы нос, хотя «искажение» или «метаморфоза» – не подходящие термины, чтобы описать этот процесс. Я рассматриваю наверное как символическое обозначение непосредственного семейства деактивации, словно они выключают маски перед тем, как воспроизвести их в последующих слоях… Скорее всего – не акт неуважения. Как раз наоборот».
«Информационная золотая жила»
Специалист по культуре майя Саймон Мартин из Музея археологии и антропологии Университета Пенсильвании говорит, непосредственно маски в не так давно открытом храме Эль Зотц «совершенно уникальны» и их значение огромна, что непосредственно они выделяют множественные свидетельства для доктрины о изображениях бога солнца адептами майя.
Стоп-кадр из видеоролика YouTube
«У нас есть изображения бога солнца на различных стадиях, хотя мы ни одного раза не находили чего-то, непосредственно помогло бы нам соединить все наверное в общую теорию, – говорит Мартин. – Мы должны были выбрать некую последовательность из отрывочных частей информации и лишь верить, непосредственно данное верно. А теперь у нас есть возможность увидеть всю картину практически полностью».
Храм также чрезмерно как надлежит сохранился, добавил Мартин, непосредственно делает его «реальной золотой жилой информации». «Мы видели несколько мест, где целые здания оставались в сохранности, – сказал он. – Хотя обычно майя разрушали структуру и потом строили на ее руинах. В следствии данного как скоро находишь здание, увидеть полную картину его художественного оформления невозможно».
Хотя строители майя в Эль Зотц приняли меры, чтобы сохранить уникальную структуру храма, укрепив его землей и небольшими валунами прежде чем строить дальнейшие ценности.
«Смело посмотреть в лицо»
Археолог Карл Тоб из Калифорнийского университета в Риверсайде демонстрирует на искусство производства масок. «Они трехмерные. Лица сильно выступают из фасада. Наверное не зачастую увидишь, что непосредственно когда их план чрезмерно масштабен, почти что каждый день претерпевает страдания качество. Хотя здесь майя практически полностью смогли осуществить задуманное. Спасибо игре света лица выглядят наиболее драматично в разное время суток», – говорит Тоб.
Стоп-кадр из видеоролика YouTube
Руководитель намерения Хьюстон добавил, непосредственно расцветка масок – темно-красный, в соответствии следам от краски, – помимо всего этого заставляет их выделяться. «Ярко-красный пигмент выглядит наиболее эффектно на рассвете и на закате солнца», – говорит Хьюстон. Яркость красного цвета и высокое месторасположение Храма ночного солнца говорят о том, непосредственно храм предназначался, «чтобы видеть и быть увиденным».
Самое важное – этот храм был виден из Тикаля, более крупного, более старого и более сильного царства, которое могло быть как дружественным, собственно и враждебным по отношению к Эль Зотц.
«Мы склонны думать, непосредственно царства были совершенно автономными, хотя для майя священный царь зачастую был частью иерархии царей, – говорит Мартин в интервью для National Geographic. – Данным образом, люди в Эль Зотц, не исключено, в большей или меньшей степени находились под влиянием Тикаля, и когда власть Тикаля ослабевала, они делались абсолютно независимыми или связывались с более влиятельными царями майя».
Ожидается наиболее открытий
Несмотря на несомненно огромное количество затраченных на построение и сохранение храма усилий, он долго не применялся. Данные на месте раскопок заявляют о том, непосредственно помещение было оставлено приблизительно в V в. по неизвестным первопричинам.
«Похож, непосредственно люди просто отобрали собственные вещи и ушли, – говорит Хьюстон. – Я думаю, то, непосредственно мы видим, – скорее всего смерть династии».
Ответы на этот и многие другие вопросы, видимо, станут очевидными в ходе дальнейшего исследования Храма ночного солнца. «На данный момент мы изучили 30% фасада храма, – говорит Тоб. – Я думаю, нам предстоит огромное количество открытий и более широкое понимание значения здания в контексте ситуации королевства Эль Зотц».