Нашли еще одну «Джоконду». Помоложе.
Эксперты утверждают, что у самой знаменитой картины Лувра был первый вариант
Всемирно известная женщина-загадка, изображенная Леонардо да Винчи, не дает покоя искусствоведам уж несколько столетий. На сей раз нашу любимую Мону обвинили в старости и вторичности. Подлинная, оказывается, это «Айзелуортская Мона Лиза», хранящаяся в сейфе одного швейцарского банка. И именно ее первой написал Леонардо 16-ю годами раньше той, что висит в Лувре.
На первом варианте Джоконда моложе лет на десять известного шедевра. На заднем фоне — совершенно
другой пейзаж: черный куст, желтое поле, черные скалы. И по бокам — пара классических колонн. Но самое главное — никакой загадочности: улыбка веселая и беззаботная, простой и пустой взгляд. И эту кокетку эксперты «Фонда Моны Лизы» хотят выдать за настоящую Мону?
- Айзелуортскую художник написал в 1503 году, а парижскую — в 1519 году, — заявляет историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари.
«Джоконда» из Лувра.
Фото: «Фонда Моны Лизы».
Другие предъявляют копию шедевра, которую создал Рафаэль — современник Леонардо. На ней — копии — тоже есть две колонны. Выходит, срисовывал с подлинника 1503 года? Некоторые исследователи вспомнили, что Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах».
А эта «Мона Лиза» — в молодости.
Фото: «Фонда Моны Лизы».
Вот только прошлое картины-»двойника» темно. Французскую Мону мы знаем уже почти пятьсот лет. После смерти Леонардо она стала собственностью французских королей, а после Великой французской революции — Лувра. А «самозванка» известна историкам искусства лишь сто лет. В 1914 году картину купил английский художник Хью Блейкер, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она и получила свое название. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Он-то впервые и выдвинул версию, что его «Джоконда» подлинная. После смерти Пулитцера картина еще долго ходила по рукам, пока не осела на несколько десятилетий в банковском сейфе. Зачем было прятать шедевр?
Скептики нашли еще один существенный изъян. «Айзелуортская Мона Лиза» написана на холсте, а «Джоконда», как, впрочем, и большинство картин Леонардо, — на досках. Пока критики склоняются к мысли, что это копия неизвестного художника, который решил Мону омолодить.
«Фонд Моны Лизы» пообещал обнародовать свои доказательства подлинности картины 27 сентября.
Светлана Кузина