Самоисполняющиеся пророчества и наше будущее (Манипуляция в формате предсказания)
Я не любитель пророчеств и ясновидцев — но есть один вид «пророчеств», которые имеют действительно реальное влияние на жизнь (как человека, так и общества) и при определённых обстоятельствах могут довольно быстро сбываться. Я имею в виду т.н. «самосбывающиеся (или самоисполняющиеся) пророчества». Написано об этом много, я лишь суммирую в своём комменте несколько статей на эту тему и на свой вкус
«Самоисполняющееся пророчество» — предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Это предсказания или отдельные высказывания, обладающие свойством запускать общественные механизмы, приводящие к тем последствиям, которые являются сутью пророчества. Это понятие было популяризовано в XX веке американским социологом Робертом К. Мёртоном, чья статья под названием
«Самоисполняющееся пророчество» («The Self-Fulfilling Prophecy») вышла в журнале «Antioch Review» ещё в 1948 г.. Однако, термин в его сегодняшнем понимании стал известен позже благодаря его работе «Социальная теория и социальная структура» (1968). Вот определение, которое он приводит в своей книге: «Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.»
Т.е. «самосбывающееся пророчество» по Мёртону — это представление о возможном будущем, которое непосредственно влияет на это самое будущее, поскольку люди, осведомлённые о существовании пророчества начинают действовать в соответствии со своими ожиданиями, тем самым, реализуя заданное кем-то пророчество.
Кстати о теореме: «В ряде работ, малоизвестных за пределами академической братии, У. А. Томас, старейшина американских социологов, изложил основную теорему социальных наук: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Будь теорема Томаса и выводы из нее известны более широко, большее число людей лучше поняло бы работу нашего общества. «
Попросту говоря, «предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания…
В упомянутой уже работе «Социальная теория и социальная структура» Мёртон рассматривает гипотетическую ситуацию на примере вымышленного банка некого Картрайта Миллингвилля. Первоначально финансовые дела обстоят у банка неплохо — у него есть определённый запас ликвидных активов, большая часть которых инвестирована в другие начинания. Однако, в один день (по какой причине неизвестно) в банк одновременно приходит большая группа вкладчиков. Вкладчики, видя, что их собралось немало, начинают беспокоиться. Кто-то пускает необоснованный слух, что у банка финансовые неурядицы, он несостоятелен и вскоре будет объявлен банкротом. В результате количество желающих забрать деньги, пока не поздно, резко увеличивается. Возникает паника. Банк не имеет физической возможности выполнить обязательства по вкладам. В итоге банк действительно признаётся несостоятельным и объявляется банкротом.»
Я думаю, такая ситуация хорошо знакома всем нам в повседневной жизни.
Но кроме самосбывающегося пророчества существует и другой, близкий ему по смыслу, но более радикальный термин, введённый в обращение логиком XIX века Джоном Венном – «самоубийственное пророчество». Это антипод самосбывающегося пророчества. Его смысл заключается в том, чтобы запугать людей перспективой мрачного будущего и заставить их изменить свое поведение. Тогда первоначальное пророчество окажется неосуществимым. Если сочетать в политике самосбывающееся и самоубийственное пророчества, то, по мнению футурологов, можно легко манипулировать сознанием и поведением людей. И добиваться всех намеченных целей. А в чём-чём, а в картинах мрачного будущего в России никогда недостатка не было.
Во времена Великой Депрессии в США на Голливуд была возложена вполне государственная задача — стать «фабрикой грёз», не только поднять дух американцев, но и указать им ту жизнь, к которой она должны были сознательно или бессознательно двигаться. И эта задача была довольно хорошо выполнена. Та же задача стояла и перед советским кинематографом — который также показывал людям образец того светлого и радостного общества, в котором хотелось бы жить и к которому (тоже сознательно или бессознательно) люди стремились.
После «горбостройки» наши экраны заполнил антипод советского кино — тупая и бессмысленная «чернуха», насилие, злоба, эксплуатация самых тёмных и мерзких сторон человеческой природы. Вполне естественно, что и эта «работа» не прошла зря — в значительной мере люди стали воспринимать безысходность и бесправие как неизбежную норму жизни…
Так что, как мне кажется, сейчас всё-таки пришло время дать обществу, как говорится «установку» на движение в сторону добра, солидарности, развития, самосовершенствования, любви к ближним… — к тому обществу, в котором нам всем хотелось бы жить, и что до сих пор вызывает насмешку и презрение у «креативной элиты».