Была ли Русь землёй варваров?
Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов.
Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).
Племена или государство
Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).
Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.
В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).
Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.
Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.
Гардарика
Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.
К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».
Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.
Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.
А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.
Русская вера
Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».
Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.
Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).
Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).
Всё начиналось в бассейне Оки
Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.
Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.
Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.
Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).
Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).
Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.
Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.
Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…
Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.
Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.
Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.
К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.
Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.
Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.
В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.
На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.
В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).
На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).
Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…
Упоминания об Артании как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году.
Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».
Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?
redstar.ru