Дети индиго в России.Художник в пеленках
Имя Ярослава Ясакова уже попало в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку он отмечен как самый юный художник на нашей планете. И действительно – тяга к рисованию у него обнаружилась уже в полтора месяца, когда его маме пришла в голову идея дать поиграть малышу яркими цветными фломастерами. Он тут же стал наносить на окружающие предметы яркие мазки краски – пришлось прикрепить перед крохой лист ватмана и периодически менять на новые.
Постепенно в «каляках» малыша стали угадываться различные образы, диковинные растения, животные, человеческие фигуры. Листы заменялись – появлялись новые сюжеты. К трем месяцам Ярослав уже был автором 20 работ. Ясаковы показали «творения» сынишки друзьям, а те, не сговариваясь, посоветовали составить из рисунков экспозицию. 14 февраля 2002 года открылась первая выставка грудного художника под названием «Импульсы любви». Так был заявлен приоритет юного художника для Книги рекордов.
Но надо сказать, что, скорее всего, мальчик и родился-то не случайно именно в этой семье – семье художников. Это произошло 1 ноября 2001 года в г. Оренбурге. Татьяна, мама Ярослава, возглавляет областной центр прикладного творчества и ремесел, Олег, папа, тоже хорошо рисует.
В свои полгода Ярослав имел уже две свои персональные выставки – вторая называлась «Дыхание весны». На ней представлено уже 80 живописных работ. Большинство из них написаны кистями и красками, которыми научился работать малыш. Мама вспоминает, что почему-то вдохновение посещало его в основном по ночам: не порисовав, Ярослав не желал успокаиваться и засыпать. Его приходилось держать на весу, так как сам он не мог дотянуться до полотна.
Краски он выбирал тоже по каким-то только ему ведомым критериям: что-то отвергал сразу, другие использовал охотно. На картинах угадывались изображения сказочных персонажей – русалок, Златовласки, змей и тропических рыбок, земных пейзажей. Поразительным является то, что среди его картин есть явно фантастические образы. Может быть, ему открыта параллельная реальность, и он отображает увиденное там, иных мирах?
В 7 месяцев мальчик создавал уже не «авангардистские» полотна, а писал с натуры. На его рисунках можно увидеть цветы в вазах, кошек, лошадей. Татьяна показывала работы сына специалистам в Самаре и Москве. Ученые мужи всерьез обсуждали творения юного абстракциониста, пока не узнавали, что он еще не умеет говорить…
В последнее время чудо-младенец освоил карандаш и даже пробует свои силы в искусстве батика. На очередной своей выставке в Центральном Доме художника в Москве было представлено уже 120 картин чудо-ребенка, среди которых есть росписи на деревянных матрешках и пасхальных яйцах, есть фантастические сюжеты из его видений…
Меньше всего следует объявлять Ярослава этаким гением, рука которого не выпускает кисти, а глаза только и ищут ровную поверхность, чтобы запечатлеть на ней свою творческую мысль. Он обыкновенный, живой, шустрый мальчишка. Очень быстро научился читать. С помощью мамы «перебрал» десяток увлечений – от танцев до дизайна и ко всем охладел.
Часть картин Ярослава Ясакова сегодня висит в Оренбургском областном краеведческом музее. Работники музея попросили их не забирать. Дело, наверное, в настроении, исходящем от этих работ. Краски счастья, разноцветные линии, точки, мазки. Ребенок щедро делится тем, что увидел, и верит, что взрослые его поймут. Каким станет его будущее – неизвестно, но внимание взрослых, рано уловивших и правильно направлявших стремление одаренного ребенка к живописи, все равно сыграет свою положительную роль. Ведь чаще всего бывает так: не успели разглядеть – закроется окно в мир. И они станут нашими обычными, но от того не менее любимыми детьми. Однако чуда уже не будет. Может быть, и никогда.
Геннадий Белимов
Кто из нас в детстве не занимался «живописью» — в смысле не мочил пеленки или пуще того — не раскрашивал их в цвета «детской неожиданности»? Кроха Ярослав с помощью мамы превратил однажды свою пеленку в картину, причем работал кистью и красками, а не тем, чем обычные дети. Пеленочный холст уже нашел своих почитателей: московские знакомые Ясаковых хотели купить работу Ярославушки, но Татьяна предложила поменять картину на набор хороших красок — они художнику нужнее. Впрочем, все по порядку.
Ярославушка — так ласково зовут его мама Татьяна и папа Олег — для своих шести месяцев парень серьезный, имеет на счету уже две персональные выставки. Первая, где была представлена графика, называлась «Импульсы любви», вторая — выставка живописи «Дыхание весны». Главная заслуга в том, что они состоялись, принадлежит маме.
Татьяна — художник, директор областного Центра прикладного творчества и ремесел. Когда младенцу потребовались развивающие «держательно-хватательные» упражнения, из игрушек Ярослав выбрал не погремушки, а маркеры. Умиленные родители закрепили в кроватке лист ватмана, и первенец начал восхождение к высотам творчества. В три месяца Ярославушка создал 20 работ, из которых художники, друзья Ясаковых, посоветовали составить экспозицию. На открытие выставки новоявленного абстракциониста пригласили родственников, знакомых, журналисты разразились доброжелательными рецензиями…
Работать с кистями и красками, к которым ребенок тоже проявил интерес, было труднее, чем с маркерами. Маме приходилось держать живописца на весу, предлагая на выбор различные краски. Одни цвета Ярославушка отметал сразу же, отбрасывая кисть с набранной на нее краской, другие принимал восторженно. В результате раскрашенными оказывались и лист, и окружающие предметы, и, само собой, мама.
80 живописных работ, представленных на второй экспозиции Ярослава, нашли живой отклик у творческой аудитории. В уверенных размашистых мазках младенца взрослые видели русалок, серп и молот, сказочную красавицу Златовласку, тропических рыбок.
В Москве и Самаре, куда Татьяна ездила по службе, «абстрактные» работы Ярослава обсуждались вполне серьезно, но только до тех пор, пока критики не узнавали, что автор даже говорить еще не умеет.
У тех, кто приходил на выставки, читал о юном художнике или видел телевизионные сюжеты о нем, отношение к творчеству полугодовалого малыша не однозначное. Кто-то видит в этих картинах смысл и даже глубину. Но большинство считают, что такое способен «накалякать» любой ребенок, если дать ему в руки карандаш или кисть. Любой не любой, но, возможно, скоро в Оренбурге откроется третья персональная выставка самого молодого «абстракциониста» планеты.
Хватило бы только пеленок… простите, холстов и красок.
ДВА МНЕНИЯ
Наталья Чехонадская, врач:
— В таком возрасте ребенок не может рисовать осознанно, потому что уровень психического и физиологического развития у него еще очень низок. Подобные «произведения» можно получить, например, привязав кисть к хоботу слона, мы же не назовем это творчеством.
Юрий Рысухин, художник, заслуженный деятель культуры:
— Я видел эти работы. Формально можно отнести их к абстракционизму, но это не живопись. Ни о каком сравнении с работами признанных художников-абстракционистов не может быть и речи. Да и само понятие творчества исключает неосознанность процесса.
Сергей ШЕРМЕЦИНСКИЙ