Мир создан из звука , мир состоит из звука…
Изначальный звук, который впервые прозвучал в эфире и породил весь этот мир, был звук ОМ (АУМ). Он породил все, что мы видим, он породил язык и сознание. Все Веды, все священные писания, бесконечное количество книг, бесконечное количество мантр, бесконечное количество всего остального, весь мир — содержится в одном этом звуке.Веды говорят, что звук обладает самой сильной очищающей способностью, и он также может сильно загрязнять. Внешние звуки оскверняют слух и сердце, внутренний звук ведических мантр — очищает.
Почему звук так сильно влияет на наше сознание? Звук является самым тонким из элементов и поэтому обладает сильной проникающей способностью, — он способен проникать глубже всего. И звук несет в себе тонкую форму материального мира.
Когда пустые материальные звуки входят в наше сознание, они отнимают у нас духовный разум, и опускают наше сознание до материального уровня. И, с другой стороны, звук несет в себе избавление от этой материи.
Весь этот мир был создан из звука
Современные ученые считают, что мир эволюционирует от грубого к тонкому
что нечто «утонченное» возникло из чего-то грубого: например, из амебы возник жираф, из жирафа — обезьяна, а из обезьяны появился Дарвин…
Как происходит процесс сотворения в этом мире на самом деле? В «Веданта-сутре» и «Риг-Веде» описано, как Господь Брахма творит этот мир. Каждое утро он просыпается, не помня: кто он, где он? Вспоминая, он начинает глубоко думать над каждым словом. Когда он так медитирует, появляется предмет. В «Риг-Веде» описано, как Брахма создал человека. Слово, над которым думал Брахма, — ашриграм. Этот звук прозвучал в уме Брахмы, — и появился человек. Ашриграм значит «кровяной», (у человека очень много крови, стоит ткнуть в любое место — сразу начинает течь кровь). Так, все грубые формы произошли из тонких вибраций, которые возникли в уме Брахмы. Примерно то же самое описание процесса творения мы находим и в «Библии»: сначала Бог сказал: «Да будет Свет». И стал Свет. Бог говорит — и все возникает.
Уровни звука
В Ведах говорится, что у человека есть три вида тел: грубое, тонкое и тело разума, или тело причин. Эти три тела соответствуют трем звукам: А, У и М.
В каждое из этих тел вложена определенная энергия. Так, грубое тело наделено творческой энергией созидания, тонкое — способностью думать и размышлять, тело разума содержит энергию желания.
Соответственно этому есть три состояния бытия (или три состояния сознания): бодрствование (соответствует грубому телу), сон со сновидениями (соответствует тонкому телу) и глубокий сон (здесь функционирует разум).
Наряду с этим есть четыре уровня звука. Грубое тело произносит грубый звук, который воспринимают наши органы чувств. Но прежде, чем произнести этот грубый звук (вайкари), мы слышим его в нашем уме — звук мыслей. Он называется мадхьяма.
Выше этого уровня находится звук желаний — еще более высокий уровень звука, который называется пашьянти, или то, что можно увидеть. На самом тонком уровне звук имеет форму образа.
И, наконец, самый высокий уровень звука — трансцендентный звук. Он называется пара, или духовный звук. Изначально все исходит из него.
И на каждом из этих уровней возможно общение. Можно общаться на уровне мыслей. Духи, существа более тонкого плана, слышат наши мысли, потому что находятся на уровне мысли. На более высоком уровне (уровне разума) — общаются полубоги. Это уровень тонкого звука. Здесь уже не требуется знания каких бы то ни было языков, не нужно оформления в виде слов. Полубоги слышат наши желания. Но Кришна, Верховная Личность Бога, находится на трансцендентном уровне — пара. Он слышит все: тот звук, который мы произносим губами, наши мысли, наши желания…
Чистота звука
Есть пятьдесят аспектов творческой энергии, они соответствуют пятидесяти буквам санскритского алфавита. Каждый звук санскрита обладает творческой энергией. Стоит произнести звук идеально правильно, и речь начинает обладать силой, — появляется способность созидать. На этом основана практика ведических жертвоприношений. Жрец читает мантру и все, что он хочет, появляется перед ним.
В «Махабхарате» рассказывается о жертвоприношении Махараджи Друпады. Он выбрал самых квалифицированных брахманов. Чтобы отомстить врагу — Дроне, ему нужны были мужчина и женщина: сын, который убьет Дрону, и дочь, которая завоюет сердце Арджуны. Жертвоприношение проходило успешно, и должен был состояться заключительный аккорд. В этот момент жена Махараджа Друпады должна была выпить жертвенное масло. Это масло было заряжено мантрами, и двое близнецов уже вошли в него. Жрец сказал: «Пожалуйста, выпей, тут уже находятся твои дети». Но она вдруг спохватилась: «Вы знаете, я сейчас не чистая. Мне нужно совершить ритуал очищения». На что жрец ответил: «Если не хочешь пить — не надо. Они все равно уже пришли». И он вылил масло в огонь. И из огня появились Дриштадьюмна и Драупади. Не нужно было никакого чрева.
Звуки ведических мантр вошли в это масло, и их тонкая форма уже находилась там. Все остальное было просто ритуалом: женщина выпила жертвенное масло — хорошо, не выпила, — можно и без этого произвести детей на свет.
Звук уже содержит в себе форму и все, что необходимо. Но мы можем сказать: «Почему же у нас так не происходит? Мы что-то говорим, говорим, а нужного результата все нет». Чтобы речь наша имела силу, и слова сбывались, нужна чистота сознания. Мало просто произнести звук, нужно произнести его чисто. Когда звук произносится чисто, желание исполняется.
Говорится, что преданный Господу обладает этим качеством (сатья-санкалпа), — стоит ему чего-то пожелать, все тут же приходит. И другое его качество (сатья-вак) — все, что он говорит, сразу же исполняется. Мы знаем много таких случаев в жизни Шрилы Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны (духовного учителя из цепи ученической преемственности, восходящей к Господу Брахме).
Однажды его пригласили в Бхаратия Видья Бхаван. Это огромное, красивое здание в центре Бомбея, в самом дорогом, аристократическом районе. После лекции, выходя из здания, Шрила Прабхупада вскользь обронил: «Нам нужен в этом месте храм». Какое-то время спустя Храм Радха Гопинатхи возник буквально в двадцати метрах от этого места. Через пятнадцать лет после того, как храм появился, личный секретарь Шрилы Прабхупады, который тогда был рядом с ним, и единственный, кто слышал эти слова, сказал: «Я хорошо помню, Прабхупада был здесь и сказал, что нам нужен тут храм. И храм возник!» Это означает сатья-вак — звук реализуется. Но для этого сознание должно быть кристально чистым.
Освобождение
Как же человек с помощью звука запутывается в этом мире? И как освободиться? Душе присущи желания. Душа желает, и желание возбуждает интеллект. Так в нашем разуме возникает образ: «Я хочу это…» Затем в уме возникает план, как это желание реализовать. Образ обрастает деталями, становится более зримым. В конце концов, мы начинаем говорить. В речи заложена энергия действия, она способна производить изменения в этом мире на грубом уровне.
Иначе говоря, звук нисходит с тонкого уровня, расширяется и приобретает материальные формы. Желания материализуются. Все, что мы видим в мире — это творение слов. Однажды Шрила Прабхупада вместе с учениками проходил мимо небоскреба. Он спросил: «С чего начался этот небоскреб?» Ученики стали говорить: «С кирпича, с бетона, со строительной компании». «Нет, — сказал Шрила Прабхупада, — он начался со слова. С того, что люди стали говорить о нем».
Все, что мы делаем, тоже начинается со слова — со звука.
Что происходит, когда мы общаемся друг с другом? Мы анализируем услышанное с помощью ума. Дальше звук должен сжаться до уровня образа. И этот внутренний образ несет в себе желание.
Когда мы общаемся друг с другом, мы обмениваемся желаниями. Вот почему так нежелательно неблагоприятное общение: через него низкие желания входят в наше сердце, — хотим мы этого или нет. Когда же мы слушаем духовные вибрации (чтение священных писаний, пение святых имен Господа), — возникают духовные желания. Таким образом, грубый звук оскверняет, привнося в наше сердце материальные желания, а духовный звук освобождает.
Всё в этом мире, в том числе и наше тело, — всего лишь звуковая вибрация в эфире. И после того, как возникли грубые формы, изначальный трансцендентный звук приходит в виде Святого Имени Господа, чтобы человек, повторяя его, мог получить освобождение и выйти из этого мира.