Олимпиада как языческая угроза

Известный православный публицист, профессор МДА протодиакон Андрей Кураев довольно резко отозвался о церемонии зажжения Олимпийского огня в Афинах.

Напомним, на церемонии выступившая в роли верховной жрицы греческая актриса, прочитав символическую молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой «подарить мир всем народам земли и увенчать победителей священных состязаний», и зажгла факел от солнечных лучей с помощью параболического зеркала.

Отец Андрей по этому поводу написал: «Я думаю, что Россия и наша Церковь упустили очень важную возможность внести свой вклад в историю олимпийского движения. Россия как хозяйка Олимпиады могла бы обратиться к единоверной православной Греции с тем, чтобы изменить невесть когда и кем введенную новинку в ритуале зажжения олимпийского огня…

Организаторы утверждают, что это лишь спектакль. Но у нас как у православных церковных людей должна быть память о мученике Геласии. Геласий был профессиональным актёром, и в пародийном комическом представлении о христианах играл роль христианина-неофита. Геласий изображал христианина, принимающего Крещение. Коллеги-актёры бросили его в ванну с теплой водой, но Геласий вышел из воды действительно преображенным. Когда его одели в белые одежды, он воскликнул: «Я – христианин! Когда я был в купели, я видел сияние Божие, и теперь я готов умереть христианином».
Сначала все аплодировали тому, какая это интересная находка, но он начал доказывать, что это не шутка. В конце концов, Геласия насмерть забросали камнями, и христиане почитают его, как мученика. Соответственно, неизбежен и обратный вопрос: как далеко может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам? Как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества «духовной настройки» не только действователя, но и зрителя.
Вспомним советы апостола Павла – как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является «идоложертвенным». Как я должен вести себя? «Если кто из неверных позовет вас… то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования» (1 Кор. 10, 27).
Но среди христиан есть такие, что не очень твердо понимают правила христианского поведения. Есть люди, сохранившие «идольскую совесть» (1Кор. 8,7). Они «имеют об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред» (блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, С. 445). Так что надо различать онтологию (или богословие) и педагогику. С точки зрения бытийной, реально-сущей, идол есть ничто и идоложертвенное не вредит человеку. «Нет в них никакой тайной силы», — пишет об идоложертвенных трапезах Климент Александрийский (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с. 119). Поэтому, приобретая пищу для самого себя на рынке можно не интересоваться – идоложертвенная она или нет.
С точки же зрения педагогической – прежде чем самому пользоваться этим своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть. «Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью» (1 Кор. 10,29). Апостол Павел, сказавши: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4), тут же с сокрушением добавляет: «Но не у всех такое знание» (1 Кор, 8, 7). И если такой, немощный в вере, христианин станет подражать поступку христианина более совершенного, – то он поступит против веления своей собственной совести.
«Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать» Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 20,2 // Творения св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, Спб., 1904, с. 129). Не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище.
Еще недавно европеец мог быть убежден в том, что окружающее его люди чужды язычеству. Лишь полвека назад язычество было надёжно похоронено в европейском мире, и театр действительно равнялся театру. Сегодня я боюсь, что это далеко не так.
Современное сознание очень активно долбится оккультной пропагандой. Поэтому там, где один человек произносит слово «дух» даже в светском понимании – как некое настроение и пафос — весьма возможно, что кто-то из миллионов его слушателей слово «дух» воспринимает именно как некого персонажа, которого можно вызывать и к которому можно обращаться. А на церемонии в Олимпии позавчера как раз много говорилось о духе: мол, с этим огнём, дарованным богами, дух Олимпиады войдёт в каждое русское сердце и в каждый дом.
Словом, если учесть, в какое время мы живём, мне кажется, есть смысл нажать на тормоза и приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. Нас (Церковь) постоянно обвиняют в том, что мы куда-то лезем. Но вот теперь у нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам? Мы же не требуем, чтобы православные священники освящали вашу церемонию. Кстати, на прошлом подобном ритуале присутствовал местный епископ. На этот раз, слава Богу, греческого епископа не было.»
Когда же на подходе олимпийской эстафеты к Кремлю огонь задуло, о. Андрей в своем блоге откликнулся на это так: «Седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского). Зажгли факел вновь от обычной ФСО-шной зажигалки. Ну, это уже по нашему, привычно. Огонь, зажженный в Кремле и обнесенный вокруг его святынь, можно передать всей России. Это вышло настолько красиво, что поневоле подозреваешь тайный умысел православного лобби в Кремле».

«Как бы вы прокомментировали точку зрения о. Андрея? Кажется ли вам опасным с духовной точки зрения языческий элемент в церемониях Олимпиады?» — с такими вопросами корреспондент обратился к священнослужителям.

Мнения священнослужителей

Протоиерей Артемий Скрипкин, Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области:

Можно только поддержать то, что сказал Кураев, и он еще мягко выразился. Олимпийские игры давно стали пропагандой не только языческих ритуалов, но языческого культа жизни – культа силы, культа тела. Это всемирная идеология язычества, которая планомерно возрождается в новом формате. Причем язычество еще куда ни шло, но мы видим откровенные элементы языческого сатанизма, на Лондонских играх это ярко выразилось.

Факт затухания этого псевдо благодатного огня под Спасской башней — явный знак того, что участие России в нынешнем формате и под руководством людей, которые формируют идеологию олимпиад – это сомнительное действо, тем более, большинство наших спортсменов — православные люди. Да и не только православные: любой верующий человек, почитающий единого Бога, усомнится в этих ритуалах и этой идеологии, которая навязывается в мировом масштабе под маской спорта.

Кстати, это началось не так давно. По-моему, Хуан-Антонио Самаранч стал превращать игры в смесь оккультизма и языческого культа. До этого казалось, что Игры отстаивают свои идеалы и ценности. Но сейчас просто священный ужас овладевает, когда смотришь церемонии открытия или закрытия Игр. Даже в языческом мире такого, наверно, не было, все было локально, а теперь мы видим глобальное действо с сатанинской символикой. И тенденция на постоянное расширение формата.

Все православные страны должны сказать свое слово, а не скромно помалкивать, мол, ничего не происходит и это нас не касается. А то у нас скоро появятся гладиаторские бои: спорт приобретает все более зловещие формы: спортсменов у нас покупают как рабов, нам постепенно внушают ценности культа силы и ничтожества человеческой души. Это сатанинская идеология, противостоящая ценностям Евангелия.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Я согласен с мнением Кураева. Боги язычников, с одной стороны, это ничто, а с другой стороны — это суть бесы. Вообще традиция, которая использует языческие образы и молитвы, для христианской Греции странная. Все-таки европейская цивилизации уже больше 1500 лет живет именно в христианской идейной парадигме. И делать вид, что символика Олимпийских игр – это что-то сказочное и совершенно безобидное – странно для людей считающих себя христианами.

И вообще непонятно, что страшного, если поменять символику на христианскую. Что невозможного? Другое дело, если современная Европа вообще хочет отказаться от христианских ценностей, тогда в чью пользу отказаться? В пользу полной безрелигиозности, всеобщей политкорректности и толерантности или в пользу возврата к языческим идолам? Во всей этой проблематике есть идейная путаница, а хорошо бы внести ясность.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Конечно, опасность есть. Нас пытаются включить в кругооборот язычества, который начался с эпохи Возрождения. Я сам в молодости был спортсменом, к Олимпийским играм отношусь очень хорошо, и сожалею, что в нашем отечестве нет здравого рассуждения по поводу того, что участие в Играх не противоречит нашей христианской цивилизации.

Мы вполне можем совместить участие нашей современной цивилизации в Олимпиаде и наше пребывание в лоне и традиции Православной Церкви, но на это, к сожалению, не обращает наше политическое руководство должного внимания. Поэтому мы, как православные верующие, не имеем возможности защитить себя и вынуждены напрягаться.

Мне лично неприятно от этой длинной эстафеты Олимпийского огня. Хорошо бы найти выход, но Церковь наша к этому никак не относится. Это, конечно наша недоработка. Спорт не противоречит религии, и я уверен, гармоничное единство в спорте и религии есть, можно и спорту отдавать дань, и не предавать Христа. Просто надо исключить всю эту мистику Олимпийского огня. Спорт должен быть просто культурным деянием.

Фатых-хазрат Гарифуллин, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Нас должно радовать в первую очередь то, что происходит международное спортивное мероприятие. Спорт и Олимпийские игры — это призыв к здоровому образу жизни, оздоровлению нации.

Данная традиция сложилась веками, зародилась во времена язычества. И я не думаю, что участники церемонии зажжения огня искренне поклоняются языческим богам. Это же чисто символическая процедура. Поэтому это можно пережить.

Конечно, традиции можно изменить, но если привносить туда религиозные элементы, будут недовольства. Почему речь только о православии? Есть и другие религии. У каждого внутри свой Бог, я не вижу тут большой трагедии. Главное, чтобы каждый представитель своей религии благословил своих спортсменов.

Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

На мой взгляд, в начале этого движения если и были языческие элементы, то в настоящее время никто им не поклоняется. Так что это чисто символический огонь именно из греческой Олимпии.

А если мы будем зажигать от православной лампады, то почему не буддисткой или мусульманской? Пойдет спор, но перетягивать Олимпийские игры в религию нельзя вообще. Если убирать огонь, то убирать совсем. Но если он остался как символ, то ничего страшного нет, сегодня идолопоклонников почти не осталось.

Я видел, как факел потух в Кремле, ничего страшного в этом нет, и не важно – от зажигалки вновь факел загорелся или нет. Это просто символ, и не надо тут ничего придумывать.

Зиновий Коган, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Думаю, в светском государстве религиозные деятели должны светскость уважать так же, как и религиозность. Олимпийский огонь – это не языческий огонь, а символ олимпийского движения. Я не согласен с Кураевым, который ищет значение там, где его нет.

Мы только поссорим религиозных и светских людей, придавая ненужное и неверное значение Олимпийскому огню. Наш президент зажег чашу Олимпийского огня возле Кремля в Москве. Олимпийский огонь объединит всех россиян от Калининграда до Камчатки, зажжет в душах школьников желание быть спортсменами — это самое главное.

А какой смысл придавали Олимпийскому огню в языческой Греции, это неважно: сегодня мы придаем этому уже совсем другой смысл. Когда-то люди считали, что Солнце вращается вокруг Земли, а теперь мы знаем, что все наоборот. Так и здесь – все изменилось. Сегодня смысл Олимпийского огня в объединении народов всего мира, в умиротворении.

Если хотите оценить статью, поделитесь со своими друзьями в соцсетях, вам один клик, а нам приятно.

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования