Дискриминация рыжих: почему над ними смеются? («Atlantico», Франция)
Atlantico: Простого поиска в Google по слову «рыжие» достаточно, чтобы убедиться в существовании предрассудков. Почему рыжие до сих пор становятся объектами насмешек и предубеждений?
Валери Андре: Это довольно простое явление, которое, к тому же, практически не изменилось со временем. Этот древнейший предрассудок пустил настолько глубокие корни в нашем коллективном сознании, что мы больше даже не задумываемся о его природе. Каждый из нас не раз слышал шутки и едкие замечания по поводу рыжих, читал о них в книгах или видел по телевизору. Все это формирует определенную привычку.
Предрассудки по отношению к рыжим существуют многие века и уходят корнями в Античность. Так, например, рыжих нередко считали агрессивными, жестокими и подверженными припадкам гнева… Но если человек постоянно слышит в свой адрес такие насмешки, он принимает жертвенную манеру поведения, чтобы заранее защитить себя.
Такая ситуация порождает весьма распространенную динамику: меньшинство вызывает у окружающего его большинства чрезвычайно двусмысленное ощущение притяжения или отторжения. В случае рыжеволосых, на первое место обычно выходит отрицательный контекст.
Рыжий цвет представляет собой всего лишь одну биологическую особенность определенной группы людей, которая выделяется рядом особых черт. Речь идет о различиях в содержании пигментного вещества под названием меланин, которое определяет цвет волос человека. Этот цвет волос характерен для 3% населения без рыжеволосых предков. То есть, если рассмотреть ситуацию в целом, то мы имеем дело со своего рода «аномалией».
В то же время у нас существует и определенное влечение к рыжим. В последние годы рыжеволосые женщины привлекают к себе огромное внимание, в связи с чем выпускается целая серия красок для волос, специальных шампуней и т.д. Причем иногда это связано с предрассудками, такими как, например, чувственность рыжеволосых женщин. То есть ситуация весьма и весьма двусмысленная.
— У нас существует дискриминация по отношению к рыжим или же просто предрассудки?
— Мы действительно можем говорить о существовании определенной дискриминации рыжих или даже расизма, потому что это касается схожих умственных процессов. Единственное отличие от расизма заключается в отсутствии рыжей национальности или этнической группы, которой была бы присуща такая особенность.
В результате все это лишь делает предрассудки устойчивее и заставляет многих людей не обращать на них особого внимания так, что насмешки над рыжими все равно считаются политкорректными. Тем не менее, если бы все насмешки над рыжими касались бы какой-то этнической группы, то речь определенно шла бы о расизме. А подобные заявления наказуемы по закону. Но, разумеется, не в том случае, когда речь идет о рыжих, потому что они не являются отдельной этнической группой.
— К чему может привести такое распространение насмешек над рыжими?
— Последствия очень и очень серьезны, потому что рыжие страдают от этого поодиночке. Эти страдания тем сильнее, что подъем социальных сетей дал толчок распространению этой тенденции. Сеть способствует продвижению высказываний, которые обычно не проходят отсеивание самоцензуры: таким образом, насмешки над рыжими становятся обычным делом.
В социальных сетях возник целый ряд направленных против рыжих акций. Причем одна из них плохо кончилась: в 2008 году «Международный день пинков рыжих» в Канаде стал причиной нескольких происшествий, которые расследовала полиция. Во Франции в феврале 2013 года один школьник даже повесился, потому что издевательства из-за его цвета волос стали поистине невыносимы. То есть, проблема совершенно реальна. Разумеется, было бы абсурдно ставить неприязнь к рыжим на один уровень с антисемитизмом или другими проявлениями расизма, однако это все равно настоящая дискриминация, которая может создать условия для радикального поведения.
— 10 августа в Великобритании прошел марш рыжих. Есть ли у них какое-то сообщество?
— В подобных условиях среди рыжих наблюдается искусственное формирование некоего сообщества. Такое стремление принадлежать к группе неразрывно связано с ощущением инаковости: если вы ощущаете себя в меньшинстве, то стараетесь сблизиться с теми, кто похож на вас.
Возросшее внимание СМИ (по сравнению с предыдущими годами) к дискриминации рыжих тоже способствует их объединению и солидарности, что представляет собой простую реакцию на поведение групп «рыжененавистников», которое зародилось в последние годы.
— Как рыжие стали жертвами предрассудков и нападок на протяжении истории? Что нам на самом деле известно?
— Рыжие были жертвами самых разных предрассудков и наказаний на протяжении истории, однако это происходило далеко не так часто, как мы думаем. Рыжеволосые женщины действительно считались ведьмами в XVI веке, но если посмотреть на составленные инквизиторами описания во время охоты на ведьм, то вы не увидите рыжего цвета как отличительной физической черты. Мы скорее имеем дело с некой идеей, которая получила развитие в дальнейшем, но не совсем точно соответствует реалиям тех времен. Однако в книгах и на различных изображениях встречается множество рыжеволосых ведьм.
Точно так же в коллективном представлении получила широкое распространение мысль о том, что Иуда был рыжим. До 1920-х годов в произведениях таких известных писателей как Эмиль Золя и Оноре де Бальзак нередко встречалось выражение «рыжий как Иуда». При этом в Евангелии нет ни слова о цвете волос иуды. Поэтому основой для этой идеи послужило сформировавшееся в обществе представление. Сложно сказать, пострадали ли рыжие от плохой репутации Иуды среди христиан.
Кроме того, в литературе XIX века проституток зачастую изображают рыжими. Это весьма частый момент в творчестве Эмиля Золя и Ги де Мопассана, хотя у нас нет ни малейших доказательств подобного факта. Мария Магдалина тоже нередко описывается как рыжеволосая женщина, хотя в библейских текстах на это нет ни малейшего намека.
Настоящий это персонаж или нет, рыжий или нет… Дело не в этом. Проблема заключается в представлении, которое формируется в обществе в виде мифа или заблуждения и пускает все более глубокие корни со временем.
Валери Андре, преподаватель истории литературы из Брюссельского свободного университета
Твитнуть Нравится